Гуманитарную помощь для фронта из Монголии по Чуйскому тракту в годы ВОВ доставляли месяцы

Уже более 100 тонн гуманитарного груза отправили жители Республики Алтай землякам, участвующим в специальной военной операции. Сегодня путь груза занимает считанные дни, максимум – недели. А знаете ли вы, что в годы Великой Отечественной войны на это требовались долгие месяцы?

Так, осенью 1941-го, в первый, самый тяжелый год Великой Отечественной войны, из западно-монгольского города Ховд в помощь Советской армии выдвинулся караван с гуманитарным грузом. Караван шёл к советско-монгольской границе, далее – по Чуйскому тракту до ближайшей железнодорожной станции в городе Бийск, общая протяженность пути составляла 1030 километров.

Главным погонщиком выбрали 19-летнего секретаря местной организации революционного союза молодёжи МНР Борондонгийна Лувсана. Всего в караване насчитывалось около 1,2 тыс. верблюдов, 110 караванщиков.

Помощь собирали по всей стране, она была бесплатной и добровольной. Везли сушеную говядину и баранину, мясо маралов, джейранов, кабанов и другой дичи. В состав груза вошли шубы и сапоги из овчины, валенки, шапки, рукавицы.

Из Ховда караван вышел 17 сентября 1941 года, путь был очень сложным и занял долгие месяцы.

«Зимой 1942 года нас приветливо встречали в Ойротской автономной области (Республика Алтай). Приглашали в дома, в юрты, кормили, наливали чаю, сопровождали, помогали ухаживать за верблюдами, с которых груз не снимали даже во время ночевок», – вспоминал главный погонщик. 

Зимой 1942 года стояли такие крепкие морозы, что температура минус 30 градусов считалась оттепелью. В суровые зимние месяцы караванщики два месяца не снимали одежду. Спать они укладывались между двумя параллельно лежащими верблюдами, чтобы было теплее.

«Жители Горного Алтая отдавали нам последнее, чтобы мы только дошли до Бийска. До сих пор храню колокол, который висел на шее большого верблюда. Для меня и моей семьи это важная реликвия. Во время движения каравана мы пели народную песню «Сайлэн Боор». У неё много куплетов и рассказывалось в ней о дружбе, о любви, верности и преданности», – уточнял он.

Сложнее всего и людям, и животным приходилось на горных перевалах. При переходе через Чике-Таман сорвались и погибли несколько верблюдов. Самый выносливый, чёрный верблюд принял на себя груз с погибших животных и должен был спать, стоя на коленях. Когда его разгрузили, то объём перевозимого им товара занял почти весь кузов автомобиля ЗИС-5.

Верблюды не были приспособлены для передвижения по льду, они быстро ранили их, и за караваном тянулся кровавый след. Жители Горного Алтая научили караванщиков шить из шкур, брезента и тряпья специальные калоши для животных. Из-за сильных холодов несколько верблюдов заболели, их оставили под присмотром жителей Ойротской автономной области.

На Семинском перевале путь в двухметровом слое снега пришлось расчищать около недели. Путь едва не завершился в Усть-Семе – животные никак не хотели идти по раскачивающемуся подвесному мосту через Катунь.

В начале февраля 1942 года караван, наконец, прибыл в Бийск. На железнодорожном вокзале его встречали офицеры Красной Армии. В монгольский Ховд караванщики вернулись только 5 мая 1942 года. Они привезли советскую пшеницу, муку, сахар, растительное масло и ткани.

Фото: https://sailugem.ru/

Top