Как на Алтае решают проблему с нехваткой водителей и автобусов

Работа общественного транспорта в Республике Алтай переживает непростое время. Из-за нехватки водителей наблюдаются сбои графика движения автобусов, у людей есть вопросы по работе платежных терминалов, не говоря уже об обновлении машин и внедрении электронных проездных билетов. О ситуации на рынке общественных пассажироперевозок рассказала председатель Союза автопредпринимателей Республики Алтай Наталья Осинцева.

– Наталья Дмитриевна, расскажите, как проходит обследование маршрутной сети в городе?

– Обследование и фиксация пассажиропотока у нас происходит автоматически на терминалах. При оплате банковской или социальной картой фиксируется транзакция. В стоимость каждого проездного билета заложены 60 поездок. Поэтому в конце месяца мы учитываем количество проданных билетов, умножаем на 60 и получаем итоговую цифру. Если человек рассчитывается наличными, происходит фиксация наличной оплаты через терминал.

По предварительным данным обследования пассажиропотока, у нас наполняемость автобусов составляет 30% от вместимости в течение дня, и тариф значительно занижен. Позже, когда получим и изучим документы, сможем озвучить более детализированные данные.

– На этом рынке вы работаете много лет. Расскажите, как у вас организовано обучение водителей?

– Сейчас в нашем регионе нет автошколы, которая бы обучала водителей не только вождению, но и ремонту и обслуживанию автомобилей. Есть автошколы частные, которые обучают на категорию В, переучивают на С, но этого, к сожалению, недостаточно. Также остро стоит вопрос с оттоком водителей в другие регионы и частные туристические компании.

Мы привлекаем водителей, согласны сами обучить за свой счет при условии, что водитель потом три года у нас отработает. Мы обратились в правительство и администрацию города, чтобы на базе учебного заведения организовали учебный класс, чтобы студенты имели возможность не только обучиться вождению, но также ремонту и техобслуживанию автомобилей. 


– А что с теми, кто проходит стажировку?

– Работа водителя очень сложная, кропотливая. Большую роль играет отношение пассажиров. У нас на некоторых маршрутах такие пассажиры живут, так настроение могут испортить, что водитель категорически отказывается выходить на такой маршрут.

Пассажирам надо быть терпимее, ведь водители – такие же люди, жители того же города. У них тоже и дети, и родственники пользуются автобусом. Пассажиров просим приходить за 5-7 минут до отправления от остановки. Сейчас и пробки, из-за которых сбивается график. Это допустимо до 5 минут, особенно на пригородных маршрутах.


– Какие автобусы наиболее подходят для работы у нас в регионе?

– Я занимаюсь этой работой около 30 лет, и пришла к выводу, что ПАЗики – это самая оптимальная, ремонтопригодная модель автобуса для нашего города, рельефа. У ПАЗика вместимость 42 человека, это не много, но и не мало. У автобусов меньших размеров вместимость 20 человек, в час пик этого будет недостаточно. Важно и то, что это российская техника, на которую легко найти запчасти. Также это теплая, проходимая машина. Если эксплуатировать ее под четким контролем, то с покупки с завода двигатель выхаживает 7-8 лет, это очень хорошо.

В условиях нашей местности, по отдаленным горным маршрутам – таким, как №№ 4, 7, 8, 9, 14, там другая машина не развернется. У нас были дизельные ПАЗики длиной 9 метров, мы их там не могли развернуть, что уж говорить о низкопольных автобусах, которые у нас просят. Сейчас есть у нас несколько автобусов китайских длиной 10 метров, они могут развернуться только на равнине, а половина маршрутов, вы это знаете, – проходит по горной местности.


– Новый нацпроект предусматривает обновление общественного транспорта – до 85% к 2030 году. Насколько реально это для нас?

– Если будет тариф, который позволит нам выплачивать лизинговые платежи, то, конечно, мы согласны работать. Была бы перспектива и надежда, что останемся мы с работой. Предприниматели – это такие люди, которые на себя очень мало денег тратят, в основном вкладывают их в обновление, развитие парка. У нас так и происходило до 2019-2020 года. Мы обновлялись регулярно. Автобусы старше 15 лет составляли не больше 10%. Проблемы начались в пандемию, она у нас много водителей отняла. А потом перестали индексировать тариф.


– Расскажите о работе платежных терминалов.

– Когда стартовал пилотный проект, было сложно. Полгода шел негатив от населения, мы тестировали, модернизировали, отладили. Однако и сейчас периодически возникают сбои, которые вызывают негатив. Жалобы следующего рода. Если человек оплатил льготный проездной – 148 рублей, в начале месяца у него «включается» льготный проездной билет. При прикладывании к терминалу деньги не списываются, только фиксируются транзакции, которые в конце месяца сводятся в отчет и предоставляются в соцзащиту. Если по какой-то причине человек не оплатил эти деньги до начала следующего месяца, карточка блокируется и при следующей оплате попадает в стоп-лист.

Для того, чтобы картой можно было оплачивать проезд далее, необходимо обратиться к Сбербанк, погасить задолженность и вывести ее из стоп-листа. Задолженность может быть только одна, за нее и поступает списание. Более одного списания произойти не может.

При использовании обычных карт важно отметить, что при недостаточном количестве средств карта блокируется после первой поездки. Вначале терминал выдает, что оплата прошла успешно, но после проверки банком происходит блокировка, пассажир узнает об этом в следующую поездку. Карта попадает в стол-лист. При ее пополнении задолженность спишется автоматически за предыдущую поездку. Долг может возникнуть только за одну поездку.


– Что делается для удобства водителей и кондукторов?

– Несколько лет мы бились, на ряде маршрутов не было туалетов на конечных остановках. С приходом нового главы Майминского района Громова, он позаботился и постепенно оборудовал нам все конечные остановки туалетами. Спасибо ему большое за это. С предыдущими главами было бесполезно. В городе улучшения идут. На остановке Трактовой обещают нам запустить туалет с горячей, холодной водой комфортный. Сейчас идет стадия передача на баланс Горкомхоза. 


– Расскажите о перспективе внедрения электронных проездных.

– Два-три года назад у нас был разработан проект по внедрению электронных проездных билетов для детей из многодетных семей и других категорий льготников. Были закуплены карточки, на терминалах внедрена ПО. Внедрение электронных проездных помогло бы ликвидировать очереди, которые собираются перед началом нового месяца. Надеемся, что этот вопрос решится.


Фото: Штаб общестенной поддержки РА

Top