Вернувшийся из плена

Боль, ужас, растерянность и убивающие чувство собственной беспомощности – для нас это просто эмоции, для родителей, узнавших, что их сын в плену и в любой момент может быть расстрелян – растянутый в вечность месяц. Месяц отчаяния и надежды, молитв и проклятий в адрес нацистов, месяц, когда Александр и Наталья Тадыкины из маленького села Чепош Чемальского района каждую секунду умирали и вновь возвращались к жизни, чтобы еще кому-то позвонить, написать, сделать что-то еще, чтобы вернуть своего сына Амыра.

 Всем миром удалось сделать практически невозможное – Амыра Тадыкина включили в список на обмен и 7 марта он вернулся в Россию. Еще не домой, но уже на Родину – воину предстоят лечение и реабилитация, ведь в плен он попал раненым, потеряв сознание после большой кровопотери. 

И вот с депутатом Республики Алтай Рашидом Атажановым, принимавшим непосредственное участие в судьбе Амыра, мы сидим в небольшой кухоньке Тадыкиных, напротив – мама и отец. Уже знают, что сына вернули, но еще не верят до конца. То говорят, подхватывая слова друг друга то замолкают, сцепив дрожащие пальцы в замок. Слушать тяжело, пережить, кажется, и вовсе невозможно, но они справились.

– Сначала с телефона сына мне прислали видео, где Амыр, уже плененный, на камеру называет свои данные и домашний адрес, – говорит отец.

– Потом позвонили, велели включить видеосвязь. Амыр перед камерой, в окровавленной одежде, рука кое-как замотана. Сидеть не может, все время заваливается набок, а его поднимают и у меня спрашивают: «Подтверждаете, что это ваш сын?»

Сказал, что да, это мой сын, а они мне: «Он оккупант. Он – расходный материал. Сейчас при вас его расстреляем»…

Александр несколько дней держал все в себе, не мог, не понимал, как сказать жене про сына. Однако она все узнала сама – увидела в интернете работу украинских пропагандистов – фото Амыра с подписью «Не жди меня с Украины».

– Самое страшное – ничем ты ему сейчас помочь не можешь, такое чувство беспомощности, – роняет тяжелые слова отец.

Готов был сорваться и бежать туда, искать сына. А украинцы регулярно звонили, издевались морально, давили психологически, приглашали приехать присоединиться к сыну.

Родители начали бить во все колокола, и им на помощь пришла не только вся республика, но и те люди, которые до 11 февраля, до того дня, как Амыр попал в плен, ничего не знали об этом пареньке.

Рашид Атажанов, помощник депутата Госдумы Романа Птицина, рассказал родителям, как после звонка Александра он тут же, ночью, связался с Романом Викторовичем, как полетели во все возможные инстанции депутатские запросы от федерального чиновника, как откликнулся уполномоченный по правам человека в Республике Алтай Семен Шефер. А родители с нескрываемым волнением добавили, что благодарны каждому, кто так или иначе помог и поддержал.

 – Вы, Рашид Досимович, Роман Викторович Птицын, Семен Семенович Шефер, Владимир Владимирович Полетаев, Совет солдатских матерей Тамар Ивановна Бухтуева  и Ольга Николаевна Жукова, заместитель военного комиссара РА Александр Сергеевич Голованов, глава Чемальского района Айдар Иванович Елеков, глава Бешпельтирского сельского поселения Елена Андреевна Татанакова, ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт» в лице Валентины Михайловны Томиловой, все родные и близкие, односельчане.

Спасибо всем! Искренне благодарны за то, что никто не остался в стороне от нашей беды. Вы помогли сохранить нам твердость духа. Для нас ваша помощь неоценима, – говорят они.

Российского солдата выкупили украинские журналисты гуманитарного проекта «Ищи своих» для пополнения обменного фонда. И для того, чтобы делать материалы о «российских оккупантах». Но главное – итог: 7 марта Амыра вернули из плена, обменяли в формате 90 на 90 вместе с группой других наших солдат.

– Он нам позвонил из ДНР, сказал, что заехали на территорию России. Даже передать не могу, какая у меня с души тяжесть ушла, легко-легко стало. Как будто впервые за месяц выдохнул. А в глубине души – сомнение, вдруг он нас просто успокаивает, ведь буквально накануне мне снова звонили с Украины, издевались, намекали, что в любой момент в расход его пустят. Перезвонил ему, и когда он второй раз сказал, что все, тут уже поверил окончательно. 

 Амыр на СВО с первых дней. Ранен был дважды, после первого ранения прошел реабилитацию и вернулся в строй. В этот раз после ранения за ним не успели вернуться санитары, первыми его нашли нацисты.

– Они нам так и сказали: повезло вашему парню. Когда шли с зачисткой, наткнулись на него, бесчувственного. Попинали, спросили, может ли встать – ведь тяжелораненых не берут, а добивают. Амыр, балансируя на грани сознания, начал вставать. Это его и спасло.

Сейчас Амыр находится в госпитале. На этой неделе родители собираются к нему. Говорят, пока сами его не увидят, не обнимут, так до конца и не поверят, что вернулся, что живой.

– Добровольно в плен ни один наш мужик не пойдет, – говорит Александр. Для нас наш сын – герой. Он выстоял, он вернулся, а это самое главное.

Изображение: ГТРК "Горный Алтай"

Ася Максимова

Top